ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ |
ГЛАВНАЯ | ДОКУМЕНТЫ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Костомаровская основная общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района воронежской области КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ Костомаровской ООШ на 2006-2011 годы КОСТОМАРОВО 2006 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. Основные задачи воспитания. Система воспитания призвана обеспечить: - формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; - приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры; - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов; - формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; - формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности; - развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли; - формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам; - развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания; - усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием); - воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; - организацию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде; - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе; - эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, организации работы по месту жительства, увеличения количества творческих организаций и объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечения семьи к воспитанию детей и молодежи; - организацию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, содействие созданию детских и молодежных организаций; - укрепление взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех уровней, законодательной (представительной) власти), организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными, в том числе религиозными, и другими организациями по вопросу воспитания детей, подростков и молодежи. Задачи, определяемые возрастом воспитанников: а) Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста: - развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка; - охрана и укрепление здоровья детей; - формирование навыков культурного поведения; - воспитание любви к родному краю; - воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; - развитие интереса к труду, воспитание навыков трудовой деятельности; - обогащение духовного мира детей средствами искусства. б) Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста: - развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира; - освоение знаний об окружающем мире, о человеке; - воспитание патриотических чувств; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; - развитие потребности проявлять заботу о других; - развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни; - воспитание толерантного отношения к людям другой национальности. в) Задачи воспитательной работы с подростками: - дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации; - развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; - укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение; - формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности; - воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ Определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и психологическими закономерностями ее формирования. В связи с этим к направлениям воспитательной деятельности можно отнести: 1) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности (познание истины). В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений; 2) формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, образа «Я», помыслов, желаний, устремлений души). Это направление предполагает: а) воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры. б) воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, края. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания; формирование электоральной культуры личности; в) воспитание основ экономической культуры и культуры труда, учитывающее уровень современных научных знаний, исторических и культурных традиций нашего общества. Ориентация на активную трудовую деятельность предполагает учет нравственных принципов и требований социальной справедливости. Важное значение для жизненного самоопределения личности, воспитания трудолюбия имеет проводимая в образовательных учреждениях работа по профессиональной ориентации; г) экологическое воспитание: ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; д) эстетическое воспитание как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного (в отличие от безобразного) в искусстве и жизни, развитие эстетического вкуса на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, стремление привнести прекрасное в реальную жизнь; е) физическое воспитание, направленное на развитие потребности в здоровом образе жизни и стремление быть красивым и сильным духом и телом. Большую роль в формировании такого отношения играют семья и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; ж) семейное воспитание. Семья – первая школа общения растущего человека, в условиях которой приобретается нравственный опыт поведения, воспитывается уважение к старшим, братьям и сестрам, развивается потребность заботиться о престарелых и больных, формируются навыки ведения домашнего хозяйства. Главным средством воспитания в семье является личный пример отца и матери, отношениям которых с детьми и подражают молодые люди, создавая свою семью; 3) процессуально-деятельностное направление, связанное с созданием условий (воспитывающей среды) для реализации воспитанниками своего познавательного, мировоззренческого, нравственного, эстетического, коммуникативного, творческого потенциала. В процессе разнообразных видов деятельности, предоставляющих возможность усваивать различные социальные роли, выражается потребность и способность субъекта проявлять заботу о других, создаются условия для воспитания организационной культуры, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, умения подчиняться и требовать, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, активной творческой позиции, умения самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, навыков организации и проектирования собственной деятельности, организации самоуправления в образовательном учреждении. Указанная классификация направлений воспитания вследствие комплексного влияния любого воздействия на личность носит инструментальный характер и используется для осмысления сущности воспитания, для составления программ и планирования воспитательной работы. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются «не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений» . Повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы. Воспитательная система «должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данной школы, быть обеспеченной материально-технической базой, носить коллективный характер» . Любая воспитательная система проходит в своем развитии несколько этапов: 1. Взаимодействие со средой (создание зон упорядоченности, введение новаций, определение ступеней роста и др.). 2. Утверждение системообразующей деятельности (выбор основополагающих принципов, направлений, отработка содержания деятельности, структуры системы, новообразование). 3. Создание целого, единого образования (окончательное формирование системы, когда каждый компонент занимает свое место. Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития. 4. Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов). 5. Обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса) . Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу; если система направлена на воспитание послушания, скрупулезное представление требований, выбор помощников, а не соратников, то она нивелирует и подавляет личность. Говоря о создании единой системы воспитательной деятельности, мы подразумеваем, прежде всего, организацию ее управления, постановку единых и осознанных целей и задач, общих принципов, основных доминантных направлений воспитательной работы. Все это должно быть направлено на решение актуальных педагогических задач воспитания, создание и выбор концептуальных основ их развития в системе образования Воронежской области. Разрабатывая новую Концепцию воспитательной деятельности, самое главное – не поломать, а сохранить те положительные наработки, которые были осуществлены, разработать инновационные формы воспитательной деятельности, соответствующие требованиям современного общества. В областной Концепции выделено три блока направлений воспитания. 1. Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала обучающихся (приобретение знаний, их систематизация и обогащение в процессе жизни, формирование системы социальных, научных, философских, нравственных и эстетических взглядов и убеждений на различных возрастных этапах становления личности). В модели реализации Концепции воспитания этому блоку соответствуют ступени личностного роста (рис. 1). 2. Формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, помыслов, устремлений и др.). Этот блок ориентирован на физическое, семейное, нравственное, гражданское (патриотическое), экологическое, эстетическое, трудовое воспитание. Ему соответствуют направления воспитательной деятельности: «Здоровье», «Семья», «Наша Родина», «Культура», «Природа», «Труд», «Человек» (см. рис. 1). 3. Процессуально-деятельностное направление воспитания (ориентировано на создание условий (воспитывающей среды) для реализации воспитанниками своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала.) На реализацию этого блока направлений воспитания сориентированы принципы воспитательной деятельности (см. рис. 1). Ступени, направления и принципы воспитательной деятельности взаимозависимы, находятся в постоянном (латентном, или явном) взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга. Рис. 1 Модель реализации Концепции воспитательной деятельности в учреждениях образования НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. «Здоровье» (соответствует физическому воспитанию учащихся) – организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума и т.д. 2. «Семья» (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) – организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, волонтерского движения, работа по половому просвещению обучаемых, изучение ролевых особенностей в семье, понятий «мать», «отец», изучение основ семейных взаимоотношений, понятий «любовь», «дружба», «уважение» и т.д. 3. «Наша Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) – организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, участие в управлении воспитательным процессом членов детских молодежных объединений и т.д. 4. «Культура» (соответствует эстетическому воспитанию) – организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей задатков, формированию чувства прекрасного и т.д. 5. «Природа» (соответствует экологическому воспитанию) – организация деятельности по направлениям «краеведение», «туризм», природосообразная деятельность, деятельность по защите природы и т.д. 6. «Труд» (соответствует трудовому воспитанию) –организация трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, профессиональной диагностики, деятельности по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда, по экономическому просвещению подростков и молодежи и т.д. 7. «Человек» (соответствует нравственному воспитанию обучаемых) – организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, изучение правовых и законодательных норм, формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям и т.д. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Необходимость выделения принципов воспитательной деятельности обусловлена определением условий для создания воспитывающей среды, направленной на эффективную реализацию обучаемыми своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. Они способствуют более успешной и естественной реализации личности и имеют процессуально-деятельностную направленность. На основе данных мониторинга воспитательных систем Воронежской области выделено пять принципов воспитательной деятельности: 1. Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.). 2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) – может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.). 3. Принцип успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»). 4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям. 5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, программы, спецкурсы и т.д. (в т.ч. в системе дополнительного образования), характеризующие то или иное направление воспитательной деятельности и раскрывающие его сущность. К направлению «Здоровье» можно отнести следующие темы-доминанты: «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Туризм», «Профилактика употребления ПАВ», «Гармония тела, духа, разума» и др.; к направлению «Семья» – «Малая родина», «Милосердие», «Семейные традиции», «Планета», «Половое воспитание» и др.; к направлению «Наша Родина» - «Я – гражданин», «Национальные традиции», «Защитник Отечества», «Электоральная культура», «Детские и молодежные общественные организации» и др.; к направлению «Культура» – «Эстетическое воспитание», «Культура», «Культура поведения», «Творчество», «Искусство» и др.; к направлению «Природа» – «Краеведение», «Защита природы», «Глобальная экология», «Экология человека», «ЭкологиЯ» и др.; к направлению «Труд» – «Трудовое воспитание», «Экономические знания», «Профориентационная деятельность», «Трудовые бригады», «Культура труда» и др.; к направлению «Человек» – «Воспитание толерантности», «Противодействие асоциальным явлениям», «Правовая культура», «Культура общения», «Я и Мы» и др. Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике реализации различных образовательных структур. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ а) руководство: организация работы педагогических коллективов по реализации основных направлений Концепции; организация управления внедрением основных положений Концепции (проведение педагогических совещаний, педсоветов, издание приказов, утверждение планов мероприятий и др.); руководство работой методических объединений образовательных областей, контроль за выполнением планов, качеством мероприятий и их эффективностью; б) исполнение: составление конкретных планов работ с первичным коллективом (классным, творческим временным объединением, группой обучающихся, студенческой группой); разработка планов воспитательной деятельности совместно с общественными организациями. Организация работы на уровне образовательного учреждения предусматривает: - разработку программ, плана воспитательной деятельности по реализации цели, задач, основных направлений Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг. в соответствии со спецификой образовательного учреждения; - проведение совещаний, методических объединений классных руководителей (кураторов), кафедр по вопросам реализации Концепции; - определение форм, методов, средств воспитательного воздействия в рамках реализации Концепции в соответствии с программами, планами воспитательной деятельности образовательных учреждений на уровне первичного коллектива; - координацию работы по вопросам воспитательной деятельности, включающую возможности всех институтов (семьи, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.); - осуществление контроля за деятельностью классных руководителей (кураторов) по реализации основных направлений программы, планов воспитательной деятельности; - определение ответственности за конечный результат воспитательной деятельности образовательных учреждений; - осуществление контроля за реализацией Концепции: а) через включение вопросов организации деятельности образовательных учреждений по реализации Концепции в план проведения совещаний у руководителей образовательных учреждений; б) оценку показателей при проведении процедур аттестации и аккредитации образовательного учреждения; г) аттестацию руководителей, педагогов, работников образовательных учреждений; д) участие первичных коллективов в реализации программ и планов мероприятий образовательного учреждения. Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. В настоящее время в классном коллективе, группе учебно-воспитательный процесс организует классный руководитель, куратор, который взаимодействует с учителями-предметниками, преподавателями, педагогом-психологом, старшим вожатым школы, библиотекарем, медицинскими работниками, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов. Контроль за деятельностью классного руководителя, куратора, как правило, осуществляет заместитель руководителя учреждения по воспитательной работе, который несет ответственность за организацию, реализацию и эффективность воспитательного процесса в рамках образовательного учреждения; создание системы воспитания, координацию деятельности работников образовательного учреждения, учреждений культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, правоохранительных органов, родителей, общественных организаций, общественности. Администрация обязана создать классному руководителю (куратору) как координатору всех воспитательных усилий необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение воспитательного процесса, повышение квалификации и профессионального мастерства. Функционированию воспитательной системы образовательного учреждения предшествует ее моделирование (выработка алгоритма действий). Технологическая цепочка процесса моделирования воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении, как правило, включает следующие звенья: - формирование инициативной группы моделирования воспитательной системы; - принятие единой концепции воспитательной системы образовательного учреждения; - разработка и утверждение программы, плана действий по реализации основных положений Концепции; - научно-методическое обеспечение и руководство воспитательным процессом. Построение воспитательной системы проходит четыре этапа: 1-й – проектный (1-2 месяца); 2-й – опытно-экспериментальный (5-6 месяцев): 3-й – обобщающий (1 год); 4-й – внедренческий. Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Ожидаемый результат (черты личности младшего школьника): - имеет широкий познавательный интерес, любознателен, наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями; - стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников; - проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь; - способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; - обладает чувством собственного достоинства; - следит за своей внешностью и вещами; - наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине; - умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ. Ожидаемый результат (черты личности выпускника образовательного учреждения): - владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения; - знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции; - способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности; - умеет на научной основе организовать свой труд; - умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений; - проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение; - владеет навыками сотрудничества; - владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству; - убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям; - умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется; - владеет навыками организационной культуры; - наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран; - способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания; - умеет противодействовать асоциальным проявлениям. |