КРАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ

НАША ЖИЗНЬ КРАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ
«У каждого живущего есть право
Избрать одну из двух земных дорог
В конце одной – конец земным забавам,
В конце другой – надежда, вечность, Бог…»







Владыко Боже, Бог Вселенной,
Благослови земной наш путь,
И по любви неизреченной
Нас не отринь, не обессудь.

Подай спокойствие, здоровье
И в мире с ближним укрепи.
Даждь изобилья, плодородья,
От зла отечество храни!

Но более очисти совесть,
Чтоб, продолжая жизни бег,
Неповторимейшую повесть
Смог довершить бы человек.

Благослови все начинанья,
И продолженье наших дней,
Продлись, продлись, очарованье.
Любовью сердце вновь согрей.

Кто мы? Откуда пришли в этот мир и куда идем? Чем руководствуемся в своих поступках?... Эти вопросы волнуют всякого мыслящего человека.
Россия – страна христианской культуры, поэтому естественно, что христианство оказало сильное влияние на формирование наших нравственных ценностей.
Всё, что мы видим: небо солнце, луну, звёзды, облака. Землю, на которой мы живем. Воздух, которым дышим,- и всё, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей и, наконец, людей, то-есть нас самих,- всё это сотворил Бог. Мир есть творение Божие.
Вот мы на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле густая зеленая трава, усеянная цветами. Среди травы слышно стрекотание разновидных насекомых, а над цветами порхают мотыльки, летают пчелки и разные мошки.
Пройдешься по лугу. Там мы увидим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Там и могучий дуб, и стройная ель, и кудрявая берёза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. Там есть и полянки с кустарником и всевозможными травами. Всюду слышны голоса птиц, жужжание и стрекотание насекомых. В лесу живут сотни различных пород зверей. А сколько там ягод, грибов и разных цветов! Это свой большой, лесной мир.
Чуден мир земной в своей красоте, и всё в нём наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких до самых больших. Они живут везде: и на суше и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землёю. И всю эту жизнь миру ал Бог.
Каждый из нас задаёт вопросы себе: "Кто я?», «Кто создал эту красоту, царящую вокруг?» Многие русские писатели и поэты обращались к Богу.
Выдающийся естествоиспытатель Ломоносов вместе с тем был уверен, что тайны природы – Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму невозможно. Ломоносов переложил в стихи отрывок из библейской Книги Иовы – речь Бога к человеку:
Где был ты, как Я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет,
Когда Я твердь земли поставил,
И сонм небесных сил прославил
Величество и власть Мою?..
В «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния» Ломоносов говорит об этом явлении как о великом чуде:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мечут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что забелеет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Изумленный этими чудесами природы, автор обращается в «Вечернем размышлении» к коллегам – учёным:
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших Дале звезд?
Неведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

Истинная наука давно уже признала. Что область исследованного есть почти ничто в сравнении с областью неисследованного. Более того. Чем больше наука охватывает область исследованного, тем больше, соответственно. Увеличивается и область, подлежащая исследовании. «Всякое новое открытие способствует расширению в арифметической прогрессии царства неизвестного. Наука никогда не закончит своего дела пока стоит мир.
Представители истинной науки признают, что их сведения о мире должны быть восполняемы из другого источника. Этот источник – религия.
Великий ученый нашего века Макс Планк, в 1918 году получивший нобелевскую премию по физике, говорит: " Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга».
В широких общественных кругах хорошо известна теория относительстости А.Энштейна. но не все знают, что она привела ученого к формулированию «космической религии». Эта религия, как и всякая другая, признает существование высшего Духа, творящего мировую гармонию.
Рели¬гия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог при¬шёл в мир – это христианство. Иисус жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как чело¬век. Его смерть и последующее вос¬кресение из мёртвых изменили судь¬бу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европей¬ской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иису¬са, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят, что мир соз¬дан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю попал под искушение са¬таны — одного из ангелов, восстав¬ших против Божией воли, — и совер¬шил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Бо¬жий запрет, возжелал сам стать «как бог». Это изменило самую его приро¬ду: утратив благую, бессмертную сущ¬ность, человек стал доступен страда¬ниям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие перво¬родного греха, передающегося из по¬коления в поколение.
Человек был изгнан из рая с на¬путствием: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Потомство первых лю¬дей — Адама и Евы — населило землю, но с первых дней истории существо¬вала пропасть между Богом и челове¬ком. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу — иудеям. Бог не раз от¬крывался пророкам, заключал «заве¬ты» со «Своим» народом, дал ему Закон, содержавший правила праведной жизни.
Священное Писание евреев про¬никнуто ожиданием Мессии — того, кто сможет избавить мир от зла, а людей — от рабства греху. Для этого Бог послал в мир Своего Сына, ко¬торый страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества — бывшего и будущего. Воскресение Христа зна¬менует для христиан победу над смертью и вновь обретённую воз¬можность вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», — говорил св. Афанасий Великий.
С той поры для христиан начи¬нается история Нового Завета с Бо¬гом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т. е. старого, прежнего) Завета заключается в са¬мом понимании Бога, Который, по словам апостола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета ос¬нова отношений Бога и человека — закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»; Он Сам являл пример совершенной любви.
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующей в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Таинственно проявление божествен¬ной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является соединение ( «неслиянное и нераздельное» ) божест¬венной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смер¬ти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точ¬ки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства — при¬частие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верую¬щих через вкушение этих божествен¬ных даров к Богу.
Эти тайны можно постичь, толь¬ко уверовав, а вера, по определению апостола Павла, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невиди¬мом». Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая ему возможность не¬посредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Священ¬ное Писание христиан — Библию .
Еще в древности открыли истину, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Библию недаром считают Книгой Книг: ей действительно была уготовлена великая судьба. Если европейскую цивилизацию называют христианской, то Библия – священная книга христиан – стала своего рода кодам, который открыл доступ к ценностям европейской культуры. Колоссальное влияние окна оказала, в частности, на развитие средневеково литературы, которая буквально пропитана библейским видением мира и человека.

Библия — это не изложение ве¬роучения и не история человечества. Библия — это рассказ о том, как Бог искал человека.
Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совер¬шили первый грех, они «услышали голос Господа Бога... и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога меж¬ду деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» .
Итак, Библия — это речь Бога, об¬ращённая к людям, а также рассказ о том, как люди слушали — или не слу¬шали — своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тыс. до Рождества Христова (Р. X.). Большинство книг Ветхого Завета со¬ставлено с VII по III в. до Р. X.
К началу II в. по Р. X. к Ветхому Завету были присоединены книги Но¬вого Завета. Это четыре Евангелия— описания зем¬ной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в ко¬тором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют также Апо¬калипсисом .
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке — иврите. Книги Нового Завета в основном бы¬ли созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте — койнэ).
Более 50 человек в разные вре¬мена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой Книгой, а не просто сборни¬ком разрозненных проповедей. Каж¬дый из авторов свидетельствовал о своём опыте встречи с Богом, но хри¬стиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многооб¬разно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии гово¬рил нам в Сыне... Иисус Христос вче¬ра и сегодня и во веки Тот же» .
Ещё одна характерная особен¬ность христианства как религии за¬ключается в том, что оно может су¬ществовать только в форме Церкви. Церковь — это сообщество людей, ве¬рящих во Христа: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» .
Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединённых общим ме¬стом проживания, одним священно¬служителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.
Церковью, особенно в правосла¬вии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимает¬ся как «дом Божий» — место соверше¬ния таинств, обрядов, место совмест¬ной молитвы.
Наконец, Церковь может пони¬маться как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), ка¬ждая из которых имеет свой Символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероуче¬ния), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церк¬ви (Византийская традиция), Католи¬ческой Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция Реформации XVI в.).
Кроме того, есть понятие Зем¬ной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небес¬ной Церкви — идеального божест¬венного устроения мира. Есть и дру¬гое толкование: Небесную Церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.
Зародившись в отдалённой про¬винции Римской империи (Иудее) в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи сразу (как, например, при императоре Деции) поднималась волна преследований: разрушали храмы, арестовывали свя¬щеннослужителей и простых верую¬щих. Раба-христианина преследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство.
Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двум великим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым может оказать¬ся человек униженный и бедный.

А спустя ещё 17 веков — в XX сто¬летии — другая империя вновь объя¬вила войну христианам. И вновь — поруганные и разрушенные храмы, и вновь сотни тысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая империя требовала безусловного со¬гласия не только с её политикой, но и с её философией, с её мировоз¬зрением. Ни одна из волн гонений на христиан в Римской империи не пролилась более десяти лет. В Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.
Возле одного из сибирских лаге¬рей есть могила, в которой лежат 50 священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею. Выстро¬или на её краю. А затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один вопрос: «Ну что, есть твой Бог или нет?». После ответа «да» следовал вы¬стрел. Не отрёкся ни один.
В XX в. христиан (прежде всего священников) убивали в нацистской Германии и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Ки¬тае, в Албании (где религия была за¬прещена конституцией) и Югославии, Румынии и Польше...
Так непросто складывались отно¬шения Церкви с властями земными. Но и внутри самой Церкви на протяжении всей истории её существования проис¬ходило множество драматических, а порой и трагических событий.
Христианство уже давно пе¬рестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накап¬ливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослу¬жении и богопонимании. С разде¬лением Римской империи на два самостоятельных государства обра¬зовались и два центра христианст¬ва — в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершен¬но особой роли папы как Римского первосвященника — главы Вселен¬ской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Цер¬ковь на Востоке.
Образовались две христианские конфессии — пра¬вославие и католичество. В XVI в. Като¬лическая Церковь испытала раскол:
возникла новая конфессия — протес¬тантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелей¬ший раскол на старообрядческую и православную церкви.
Сегодня христианство представ¬ляют три конфессии, каждая из кото¬рых делится на множество деномина¬ции, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и като

Hosted by uCoz